Работа над музыкой к фильму «Мэри Поппинс, до свидания»

На дворе 1983 год. На киностудии «Мосфильм» начались съемки двухсерийного фильма «Мэри Поппинс, до свидания» с Анастасией Вертинской в главной роли. Однако музыка, уже написанная к картине, не понравилась актрисе. И тогда режиссер Леонид Квинихидзе принял рискованное решение поменять исполнительницу главной роли, понимая, что музыку трогать нельзя.

Если говорить об успехе этой картины, то ее главной составляющей была конечно же музыка Максима Дунаевского. Каждая песня стала хитом, который распевала вся страна. Это «Ветер перемен», «Леди «Совершенство»», «Непогода», «Тридцать три коровы» и другие композиции.

Читать: Как сложились жизни детей, сыгравших в фильме «Мэри Поппинс, до свидания»?

Фильм «Мэри Поппинс, до свидания» был снят по сценарию Владимира Валуцкого, основанного на произведениях известной английской писательницы Памелы Трэверс о Мэри Поппинс. Изначально музыкальных номеров в фильме предусмотрено не было. Однако, когда режиссером назначили Квинихидзе все изменилось, поскольку он специализировался именно на создании телевизионных мюзиклов.

Писать музыку Леонид Александрович доверил молодому композитору Максиму Дунаевскому, а стихи – Науму Олеву. На написание первой песни «Непогода» («Полгода плохая погода/Полгода совсем никуда») композитора вдохновил британский поп-рок, и песня получилась очень простой, без какой-либо сложной аранжировки.

В ту пору влюбленный в свою жену Наталью Андрейченко, Дунаевский летал от счастья и потому ему писалось легко и в удовольствие. Незадолго до начала работы над «Мэри Поппинс, до свидания» у супругов родился сын и они находились в период самых нежных отношений. Позже Максим Дунаевский сказал, что именно в работе над этой картиной он раскрылся наиболее полно как композитор. По воспоминаниям Натальи Андрейченко, все композиции к фильму супруг сочинял в ее присутствии, и они стали результатом их любви.

Читать: Как создавали фильм «Пеппи Длинныйчулок» и что стало с актерами?

Актриса очень хотела сниматься в этом фильме, однако режиссер считал, что Мэри Поппинс должна быть «совершенством». А Наталья была далеко не худенькой женщиной, поэтому режиссер посоветовал ей для начала похудеть. До начала съемок оставалось пару недель и Андрейченко пообещала Квинихидзе сбросить лишние килограммы. Тот не воспринял этот разговор всерьез и забыл о нем.

Работа над фильмом началась, а актрисы на главную роль все не было. Однажды режиссер пригласил Дунаевского с Андрейченко к себе в гости. Открыв дверь, он увидел перед собой то самое «европейское совершенство», которое так долго искал.

Однако утвердив актрису на главную роль, Квинихидзе столкнулся с новой проблемой: вокальных возможностей Натальи было недостаточно для исполнения всех партий Мэри Поппинс. Максим Дунаевский принялся искать профессиональную певицу. Он обратился к знакомым музыкантам, и гитарист Вадим Голутвин предложил прослушать Татьяну Воронину, с которой давно сотрудничал.

Музыка была написана под высокий женский голос, поэтому чтобы соответствовать ему Андрейченко предложила изменить свой голос, чтобы он звучал более звонко. В фильме Мэри Поппинс разговаривает на несколько тонов выше, чем актриса в жизни, но это стоило ей немалых сил. Таким образом, хоть ее тембр порой сложно узнать, на экране мы слышим голос Андрейченко.

Читать: Как создавался музыкальный фон для «Семнадцати мгновений весны»?

Поиск исполнителя мужских вокальных партий также был серьезной задачей. Сыграть музыкального хиппи «мистера Эй» доверили эстонскому актеру Лембиту Ульфсаку. Однажды он признался, что без этой работы его фильмография была бы абсолютно бледной. Для исполнения вокальных номеров его персонажа нужен был сильный рокерский голос. Дунаевский сразу остановился на кандидатуре Павла Смеяна и других исполнителей даже не рассматривал. В результате певец озвучил и все реплики «мистера Эй». Песня «Тридцать три коровы» и сейчас продолжает звучать на различных детских мероприятиях.

Самой последней в фильме и, пожалуй, самой популярной стала песня «Ветер перемен». Этот музыкальный номер снимали в последний съемочный день, осенью 1983 года. «Во-первых очень важно: если поэт – настоящий, а это был Наум Олев, и вот «Ветер перемен» родился в его голове. И когда я этот текст увидел перед глазами, у меня слеза пошла. Это просто вызвало у меня какую-то необыкновенную эмоцию», – говорил Дунаевский. Можно сказать, что «Ветер перемен» стал визитной карточкой композитора.

«Самое большое счастье у меня было, когда мне позвонил Родион Константинович Щедрин и сказал: «Поздравляю, это грандиозная работа!». И все, и повесил трубку», – рассказывал Максим Дунаевский.

Время идет. Скоро «Мэри Поппинс, до свидания» отметит свое сорокалетие, а музыка из фильма до сих пор согревает наши сердца и возвращает нас в молодость и беззаботное детство.

Читать: История создания песни «Крылатые качели» и хитрость авторов