Ни один праздник не обходится без накрытого стола, а уж Новый год и Рождество – тем более. Это, можно сказать, один из главных условий зимних праздников. К Рождеству на Руси заканчивался сорокадневный церковный пост, а значит, снимались все запреты в еде. В воспоминаниях писателя 19 века Ивана Шмелева описывается, как Москва в предпраздничные дни становилась ярмаркой.
Если видишь, что подвозят мороженых поросят, значит скоро Рождество. Со всей страны купцы привозили свиней и птиц – уток, рябчиков, гусей и т.д. А продавали это добро прямо из саней. Да и взвешивать точно никому не приходило в голову, все на глаз. По словам писателя, «мясник, случалось, рубит топором мясо, кусок отлетит — плевать! Нищий подберет. Мясные «крошки» грудами подкидывали нищим».
Трудиться над приготовлением праздничного ужина начинали с сочельника. Хозяйки фаршировали птицу и свинок, варили сочиво – это такая традиционная постная каша, которую обязательно ставили на стол накануне Рождества Христова.
С самого утра по городу разносились аппетитные ароматы пирогов. Они также были неотъемлемой частью рождественского стола. Пироги начиняли капустой, рыбой, мясом, индейкой, уткой и т.д. В семьях с любым достатком они стояли на столе.
А в дворянских и купеческих домах обязательно подавали заливного поросенка, рыбу, жареного гуся с яблоками, икру и окорок телятины. А на десерт пекли пряники по форме напоминающие козу или корову. Выпечка являлась символом животных, находящихся в хлеву во время рождения Иисуса.
Сегодня основной и обязательный новогодний фрукт – мандарин. Он появился в России еще в 19 веке. Начали завозить цитрусы из соседней Европы, но цена фрукта была абсурдно высока. Если за 10 мандаринов надо было заплатить почти 3 рубля, то, например, корову можно было приобрести за 15 рублей.
Приблизительно в середине 19 века в Грузии и Абхазии стали культивировать особые сорта цитрусов – морозостойкие. И тогда фрукты стали доступнее для народа и явились символ новогодних праздников.