Все секреты работы над фильмом «Гостья из будущего»

5-серийный фильм «Гостья из будущего» вышел на советские экраны в 1984 году. Эта фантастическая история была снята режиссером Павлом Арсеновым по мотивам повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Они вместе написали сценарий к фильму.

Начинались съемки с того эпизода, как женщина «из будущего» идет по городу, а Коля и Фима ведут за ней слежку. Она совершенно не похожа на жительницу нашей страны середины 1980-х годов.

Режиссер и автор книги долго размышляли над тем, как должны выглядеть люди будущего. Актриса Елена Метелкина прекрасно подошла своей необычной внешностью – высоким ростом, длинной шеей и каким-то отстраненным, отрешенным взглядом. Она в жизни работала также манекенщицей, поэтому могла себя правильно подать; у нее прекрасно получился образ «инопланетной жительницы».

А приключения начинаются с того, что пятиклассник Коля Герасимов, увлекшись слежкой, попадает в заброшенный подвал откуда при помощи машины времени перемещается в далекое будущее — 2084 год, где живет девочка Алиса.

Наталья Гусева

Девочку на главную роль режиссер искал долго и мучительно. Она ему представлялась высокой спортсменкой и тоже не должна была быть похожей на большинство обычных детей. Пробы прошли более 100 девочек, однако стоило на площадке появиться Наталье Гусевой, как режиссер понял, вот она, Алиса! Несмотря на то, что в жизни Наташа была маленького роста, на экране она смотрелась выше — так, как нужно было создателям картины.

Евгений Герасимов, сыгравший робота Вертера, говорил, что она была настолько выразительной, что ей играть особенно и не надо было.

А вот Коля Герасимов должен был быть полной противоположностью Алисе. Он – простой паренек, которого можно встретить в любом классе или дворе. Алексей Фомкин не любил учиться и предпочитал сниматься в кино. Когда Павел Арсенов увидел его в одном из выпусков «Ералаша», он понял, что мальчик выделялся на фоне тех кандидатов, которые уже прошли пробы.

Илья Наумов и Алексей Фомкин

Мальчика на роль самого близкого друга и одноклассника Коли нашли быстро. 12-летний Илья Наумов сразу очаровал всех. Оператор Сергей Онуфриев рассказывал, что Илья всегда выглядел спокойным, будь то перед камерой или в беседах, где он был естественным и убедительным.

Когда задумывались о том, каким должен быть робот Вертер, создатели картины хотели уйти от тех стандартов, которые уже установили их голливудские коллеги – металлические, мощные машины. Они все-таки хотели вдохнуть в персонажа человеческие чувства и теплоту.

Актер Евгений Герасимов придумал манеру разговора, необычный смех и походку своему герою вместе с режиссером. Единственной проблемой для него было то, что художники по костюмам забыли продумать одну деталь, которая позволила бы актеру отойти в туалет. Поэтому, по словам Герасимова, он по восемь часов «держался как робот».

Космические пираты и робот Вертер

Когда пришел момент снимать эпизод гибели Вертера режиссеру стало искренне жаль его, и он предложил актеру переписать сценарий, чтобы его герой остался в живых.

«И я, жертвуя продолжением своей роли сказал, что так трогательно, мне кажется, когда он погибает. Это справедливо и пусть он останется в памяти таким, какой он есть», — рассказывал Евгений Герасимов.

Что касается пары космических пиратов, то в сценарии была четко прописана их внешность. Один – толстый, другой – тонкий. На роль Весельчака У без всяких проб был утвержден Вячеслав Невинный, который со всей ответственностью подошел к работе. А вот на роль второго пирата Кир Булычев посоветовал режиссеру взять Михаила Кононова, своего соседа. Писатель отметил, что часто видел актера по утрам с таким лицом, что тот вполне мог сыграть злодея.

У пиратов были бластеры, которые стреляли настоящим лазером. Это было сделано впервые на советском экране. А цель космических разбойников – добраться до миелофона, который способен читать чужие мысли. В книге — это прибор с наушниками, однако режиссер решил, что на экране он должен выглядеть волшебнее и эффектнее. И он предложил сделать миелофон в виде магического кристалла, сквозь который видно будущее. Его приобрели в сувенирном магазине.

Все сложные трюки в фильме выполняли профессионалы. К примеру, в кадре, где Алису сбивает троллейбус, юную актрису подменяет каскадер. Прямо перед ударом она резко ускоряется и пробегает дальше. А остальные трюки, когда Алиса прыгает с третьего этажа или делает сальто через забор, выполняет гимнастка. Однако в одном эпизоде, актеры, сыгравшие Колю и Алису, все же снялись самостоятельно.

Здесь Наташа сидит на плечах у Алексея. Было страшно, потому что мальчик мог споткнуться, поскольку ничего не видел, и поэтому он так неловко шел, но все обошлось.

Читать: За кадром: веселые съемки картин о Петрове и Васечкине

До начала съемок никто не представлял как должна выглядеть «машина времени», которая перенесет Колю на 100 лет вперед. Художник картины сделала несколько эскизов, а режиссер выбрал самый минималистический. Он лишь добавил некоторые штрихи.

Например, кнопки на пульте управления стали разноцветными, как у модного в те годы кубика Рубика. Также нелегко было придумать как должен был выглядеть Институт времени и Космопорт. Например, как понять, из чего в будущем будут сделаны стены, из какого материала. В конечном итоге остановились на стекле с искажениями.

А как быть с летательными аппаратами будущего, флипами? Всего было пять штук, а изготовили их в Литве и каждый из них обошелся киностудии в огромные 5 тысяч рублей. Это было вполне сопоставимо со стоимостью автомобиля.

Смотря на то, как летают аппараты, у зрителей создавалось полное впечатление настоящего полета. Но, конечно, в дело вступали специалисты комбинированной съемки. В те моменты, когда мы видим на экране флипы вдалеке, это были небольшие макеты, летающие на леске с длинной удочкой. В них сидели куклы. А в крупных планах аппараты были установлены на грузовиках и в них находились уже актеры. Иногда их ставили на операторские краны и поднимали.

Все моменты «в будущем» хотели снимать в Гаграх. Творческая группа выехала туда, подобрала нужное место и установила все декорации. Но потом пришли ливни с холодным ветром и зеленые лужайки превратились в сплошную грязь. Особенно расстроился директор картины, который с трудом доставил в Гагры дрессированного козла.

Тогда съемки перенесли на весну и КосмоЗоо организовали в московском Ботаническом саду. В Гаграх сняли только море, которое видит Коля Герасимов, открыв дверь «автобуса будущего». Кстати, идея того, что автобус может мгновенно перенести человека в любую точку Земли, принадлежала самому режиссеру.

Когда фильм представили руководству в нем нашли огромное количество недостатков, которые уже исправить было невозможно. Мол, и одежда у детей не та, и почему они все время бегают, и вообще все это неубедительно. Однако стоило фильму выйти на экран, как все претензии были забыты.

А какая слава обрушилась на всех ребят, сыгравших там! Но популярность Наташи Гусевой была просто невероятной. Многие девчонки хотели такую же прическу как у Алисы, а мальчишки были просто в нее влюблены. Письма от зрителей шли мешками, а адрес был такой: город Москва, Алисе Селезневой.

Читать: Как создавали фильм «Пеппи Длинныйчулок» и что стало с актерами?

Наташа Гусева стала биологом, как и мечтала с детства. Из всех ребят, сыгравших в картине, только Фомкин мечтал стать актером. Но с кино у него не сложилось, а жизнь закончилась трагически. 26-летний Алексей погиб во время пожара.

Стихи к песне «Прекрасное далеко» написал Юрий Энтин и он не ждал какого-либо успеха. Режиссер заказал ему 12 песен для фильма. А через какое-то время поэт узнал, что фильм полностью смонтирован и там нет места для песен. Он удивился, зачем ему пришлось столько работать. Режиссер предложил Энтину внимательно посмотреть весь фильм и выразить всю мысль в одной песне, которая будет звучать во время длинных титров в конце.

«Я ужасно разозлился, пошел домой и минут за 30 сочинил песню «Прекрасное далеко»», — рассказывал поэт. А вот композитор Евгений Крылатов говорил, что кому бы Энтин не передал эти стихи, это была бы лучшая песня композитора. «Но моя песня была лучше всех», — заметил он.

Эта песня стала настоящим гимном нашему счастливому детству и вошла в золотой фонд отечественной культуры!