Романтично-комедийный немой фильм «Огни большого города» вышел в кинотеатре 30 января 1931 года. В центре сюжета лежит трогательная любовь бродяги Чарли к слепой девушке. Давайте узнаем о некоторых интересных фактах, стоящих за созданием фильма.
1. Почему фильм немой?
К тому времени, когда Чарли Чаплин приступил к работе над фильмом «Огни большого города», звук уже пришел в кино. Но он ненавидел «звуковые радиостанции». Чаплин был глубоко оскорблен мыслью о том, что искусство пантомимы, которое он изобрел, освоил, расширил и довел до мирового господства, в одночасье устарело из-за простой болтовни.
Его персонаж Бродяга был понятен во всем мире, поскольку язык тела – универсальный инструмент. И если бы он заговорил по-английски, количество зрителей резко сократилось. К тому же у каждого было свое представление о тембре его голоса. И чтобы все это не разрушать, Чаплин принял решение снимать немой фильм. Единственное, что он добавил в ленту – музыкальный ряд и несколько звуковых эффектов.
2. Изменение сюжета
Сюжет фильма сильно менялся, что вообще характерно для Чарли Чаплина. Он лишь знал точно, что фильм будет о слепоте. Сначала актер и режиссер задумал снять историю о потерявшем зрение клоуне, который старается скрыть этот факт от маленькой дочери. Об этом мы узнаем из воспоминаний Чаплина. Он рассказывал, что у одного клоуна, который ослеп в результате несчастного случая, была очень болезненная дочь. Врач посоветовал ему какое-то время постараться скрывать от девочки слепоту, пока она не окрепнет. Поэтому отец ходил по дому, наталкиваясь на мебель, что очень веселило дочку. Но Чарли Чаплин посчитал эту историю слишком чувствительной и в фильме слепота досталась цветочнице.
Читать: Как создавались спецэффекты в эпоху немого кино?
Таким образом, «Огни большого города» рассказывают о слепой девушке, для которой Маленький Бродяга стал романтичным героем, а тот влюбился в нее и сделал все, чтобы найти средства на ее лечение.
3. Конец истории
Когда Чаплин определился с основной линией сюжета, финал истории к нему пришел сразу. Исцелившись от слепоты, цветочница видит, что ее спаситель является не тем, кем она представляла. И вот эта сцена могла стать лучшей в карьере Чаплина, как он чувствовал. И он сделал все для того, чтобы она получилась, действительно, прекрасно.
В конце своей жизни актер говорил: «Подобное у меня было раз или два… Последняя сцена «Огней большого города»… Я не играю… Просто стою и смотрю с извиняющимся видом… Это прекрасная сцена, прекрасная именно потому, что я не переигрываю».
4. Годы работы и съемок
Седьмой полнометражный фильм в карьере Чарли Чаплина стал самым сложным для него. Работа над ним продолжалась более трех лет, но сами съемки заняли лишь шесть месяцев. Делалось огромное количество дублей. Например, только съемка сцены, в которой герой Чаплина покупает цветок у слепой девушки, заняла несколько месяцев. За это время было сделано 342 дубля! Проблема заключалась в том, чтобы наглядно показать момент, когда слепая цветочница Черрилл принимает Бродягу за богатого мужчину. Актер не знал, как это сделать. После месяцев раздумий, тирад и разочарований он нашел ответ в звуке: сразу после того, как девушка продала Бродяге цветок, она услышала, как лимузин отъезжает от тротуара, и решила, что это его.
5. Вирджиния Черрилл в роли цветочницы
Если Чаплин решал, что актер не подходит на роль, он без колебаний заменял его, а при необходимости переснимал соответствующие кадры. С Вирджинией Черрилл он познакомился на боксерском матче. Видно было, что девушка близорука и Чаплин подумал, что она сможет очень реалистично сыграть слепую. Отношения между ними складывались очень сложно и даже был момент, когда Чаплин уволил Черрилл. На ее место он пригласил Джорджию Хейл, которая снялась в его фильме «Золотая лихорадка». Но узнав, во сколько обойдется пересъемка уже отснятого материала, он попросил Вирджинию вернуться и выполнил ее требование удвоить гонорар.
Читать: Причина вражды между Марлоном Брандо и Чарли Чаплином
Работать вместе им по-прежнему было тяжело и Черрилл была единственной актрисой, к которой Чарли Чаплин не испытывал личной симпатии. А спустя полвека Вирджиния сказала, что она «никогда не нравилась Чарли, а он – ей».
6. Вырезанная сцена
Чарли Чаплин был очень требовательным режиссером, в том числе и к себе. Он безжалостно вырезал отснятые сцены, которые, по его мнению, не вписывались в сюжет. В результате в окончательный вариант фильма не попал эпизод, где Бродяга старается вытащить деревяшку из решетки с помощью своей трости. И вроде ничего особенного, однако его серьезность вызывает любопытство у прохожих, и все вместе делают замечательную комедийную сцену.
7. Судебные разбирательства
Разногласия вызвала одна строчка в начальных титрах, та, которая отмечает Чаплина как автора музыки. Правда, в титрах также отмечена мелодия «La violetera» Хосе Падильи. Но, подождите! Чарли композитор? Было ли что-то, что он не мог сделать? Виолончелист-самоучка и скрипач не мог написать партитуру и сделать аранжировку. Для этого ему нужен был, по крайней мере, «помощник», как он потом добровольно признал. Но также верно и то, что Чаплин не хотел делиться заслугами, и на него успешно подали в суд за то, что изначально он не отметил Падилью автором самого запоминающегося мотива картины, темы цветочницы. После «Огней большого города» актер и режиссер сочинил музыку ко всем своим фильмам (в том числе и к переизданиям фильмов), наняв помощников, чтобы они перенесли его мелодии на бумагу.
8. Грандиозная премьера
Премьера фильма «Огни большого города» стала грандиозным событием в США. На ней присутствовали Альберт Эйнштейн с супругой Эльзой. А в Лондоне показ посетил Бернард Шоу. Один рецензент написал, что хорошо, что в нем не было диалогов, поскольку «смех и аплодисменты вчерашней публики заглушили бы их».
Этот фильм Чарли Чаплина стал, пожалуй, самым популярным в его карьере, а он сам считал его своей лучшей работой. И Вуди Аллен с ним согласен. А российский режиссер Андрей Тарковский назвал «Огни большого города» своим любимым фильмом. По версии Американского института кино «Огни большого города» занимают лидирующее место в списке «10 лучших романтических комедий».
9. Конец Бродяги
В некотором смысле история Бродяги была закончена в этом фильме. Будут и более поздние его появления: фабричный рабочий в «Новых временах» и Гитлер гарантировал своего рода возвращение в «Великом диктаторе». Чаплин с большим успехом показал Бродягу в переработанной версии «Золотой лихорадки». А потом Америка, уязвленная его политикой, потрясенная его сексуальными грешками, разлюбила Чарли Чаплина. Страну больше не заботили ни он, ни его картины, которые становились горько-поучительными. Долгое время бессмертный Бродяга был не чем иным, как самым пустым из современных клише: иконой.
Читать: Чарли Чаплин: история жизни, полной побед, секретов и скандалов