За кадром фильма «По семейным обстоятельствам»

Фильм Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» несмотря на кажущуюся легкость затрагивает вечные темы взаимоотношений в семье. Это очень мудрая картина и в лучшем смысле слова – нравоучительная.

По сюжету мать и семья ее дочери живут вместе, под одной крышей. После рождения ребенка они решают разъехаться. В процессе поиска нового жилья родные люди попадают в забавные ситуации.

1977 год. Евгений Стеблов уже два года играл на сцене театра имени Моссовета роль Игоря в пьесе Валентина Азерникова «Возможны варианты», которая и легла в основу сценария к фильму. Поэтому режиссер Алексей Коренев, друживший с актером, сразу решил, что будет снимать его. По словам Стеблова, для него особенно ничего не изменилось. Как он играл на сцене Игоря, примерно также сыграл и для экрана.

Читать: Жизнь прекрасной актрисы Евгении Ханаевой

Также он рассказал, что первая серия фильма была снята «в какой-то степени под моим влиянием». Во-первых, в театральной постановке Стеблов выступал ассистентом режиссера, но еще у него с режиссером Кореневым было «близкое понимание юмора». Часто актер выдумывал шутки прямо на съемочной площадке и ему это вполне дозволялось. Например, шутку «Осторожно, ребенок!» – «Осторожно, портфель!», придумал именно Стеблов, правда, не во время съемок, а во время озвучивания.

Марина Дюжева говорила, что согласилась на съемки фильма, потому что узнала себя в этой истории. «Я видела там свои проблемы. Сейчас я в возрасте Галины Польских – я вижу ее проблемы, потом я буду в возрасте Ханаевой и у меня будут проблемы Ханаевой», – делилась она. Кроме того, ее покорил подбор звездного актерского состава.

Читать: Марина Дюжева: «Я старость жду с интересом…»

«Они привели меня просто в свою компанию. Я была для них не девочка какая-то, а я была для них полноправный партнер. Потому что, если бы они меня гнобили, они бы меня загоняли в угол, и я бы ничего не могла сделать», – говорила актриса. Евгений Стеблов отмечал, что лично следил за тем, чтобы юную актрису Дюжеву никто не обижал. Вместе они удачно создали образ типичной советской семьи – счастливой, хоть и не богатой.

Во второй серии фильма один за другим появляются известные актеры – Анатолий Папанов, Лев Дуров, Ролан Быков, Нина Дорошина. За роль логопеда развернулась настоящая борьба. Ее хотел сыграть Савелий Крамаров. Однако режиссер задумал снимать Быкова и ждал согласия актера, который тянул до последнего с ответом. Просто в то время Ролан Антонович сам снимал экранизацию Николая Гоголя «Нос» и для работы в другой ленте мог выделить совсем немного времени.

Читать: Лучшие режиссерские работы Ролана Быкова

Одна из самых ярких и сложных сцен фильма с логопедом была отснята всего за два дубля! В дальнейшем эта работа стала одной из самых узнаваемых в карьере актера. Даже говорили, что после премьеры фильма Быкова долгое время на улице называли «логопедом».

Но все же съемка той сцены довольно сильно потрепала нервы режиссеру. Евгений Евстигнеев не мог сдержать смех в кадре и так сцена вошла в фильм. Сценарист Валентин Азерников потом рассказывал, что актер должен был сидеть с каменным лицом, но не выдержал. «По идее эту сцену должны были переснимать, но в тот день Ролан не мог, а потом решили оставить, потому что так даже смешно», – сказал он.

Евгений Евстигнеев тоже был очень востребованным актером и в ту пору снимался сразу в нескольких картинах, в том числе у Ролана Быкова. Поэтому поначалу он хотел отказаться от роли художника Николая, однако, когда узнал больше о роли, не раздумывая согласился сниматься. Сыграть историю любви двух немолодых людей Евстигнееву не доводилось еще, поэтому он с радостью взялся за эту работу. Только вот роль была небольшая у его героя, поэтому режиссер передал ему некоторые сцены с участием Стеблова.

Был в фильме еще один персонаж, едва промелькнувший на экране. Михаил Семаков исполнил роль оперного певца, который заглядывает к главным героям в гости. На самом деле у актера совсем нет голоса, поэтому его озвучил профессиональный певец. Это была вторая работа Семакова в кино, но хоть и короткое появление в кадре, оно было очень запоминающимся.

Читать: Галина Польских: «Первые чувства самые дорогие»

Двухсерийный фильм сняли в рекордно короткие сроки – всего за три месяца. Когда его представили кинокомиссии, больше всего вопросов у них возникло к эпизоду с картавящим логопедом. Кому-то показалось, что это была пародия на Леонида Брежнева. Но на финальном просмотре к удивлению съемочной группы все прошло хорошо и картину «По семейным обстоятельствам» допустили к показу.

А вот часть эпизода с маклером, которого прекрасно сыграл Владимир Басов, вырезали перед самым эфиром, даже не поставив в известность режиссера. Там упоминался чешский унитаз, что редакторам показалось идеологически вредным, поскольку еще свежи были в памяти события ввода советских войск в Прагу. Надо сказать, что вырезанный эпизод спустя пятнадцать лет вернули в картину.

Премьера фильма «По семейным обстоятельствам» состоялась 29 апреля 1978 года по Первой программе Центрального телевидения. И спустя столько лет он остается по-прежнему любимым и актуальным.

«Казалось, что то, что мы делаем – это очень хороший, очень качественный ширпотреб. Но, вы знаете, сейчас я могу сказать, что я был неправ, потому что время показало, что в этой картине что-то есть такое, что идет к сердцу зрителя», – сказал Евгений Стеблов.