«Аполлон-13»: сцены невесомости были реальнее, чем вы думаете

После того, как НАСА успешно высадило людей на Луну с помощью миссии «Аполлон-11», интерес у людей к дальнейшим полетам уменьшился.

Известный фильм Рона Ховарда «Аполлон-13» с Томом Хэнксом, Гэри Синизом, Кевином Бейконом и Биллом Пакстоном в главных ролях вышел на экраны в 1995 году. Он рассказывает историю седьмой пилотируемой космической миссии на Луну в рамках американской программы «Аполлон».

Экипаж состоял из астронавтов Джеймса Ловелла, Фреда Хейза и Джека Свигерта. Их конечной целью было стать следующими в очереди на прогулку по Луне. Вылет состоялся 11 апреля 1970 года в Космическом центре в Хьюстоне. Взлет прошел успешно, несмотря на отказ пятого двигателя ракеты.

Читать: Лучшие и худшие космические фильмы по версии НАСА

13 апреля 1970 года астронавт Джек Свигерт послал сигнал тревоги в командный центр НАСА. Взрыв кислородного баллона поставил их жизни на карту, разрушив ключевые системы. Кроме этого, он подозревал, что главный двигатель командного модуля также мог быть поврежден, что делало запланированную миссию невозможной. Астронавты были вынуждены решать проблему самостоятельно под руководством НАСА, если хотели вернуться домой живыми. Все это вынудило людей в Хьюстоне, отвечающих за управление миссией, сохранить траекторию полета для возвращения экипажа «Аполлон-13» на Землю.

Сцены невесомости

Важнейшей проблемой, которую нужно было решить режиссеру Рону Хаварду, как снимать кадры в невесомости, чтобы сцены в космосе выглядели реалистично. Компьютерная графика не была такой продвинутой, как сейчас, и работу с подвешиваниями было бы сложно снять убедительно.

Поговорив об этом со Стивеном Спилбергом, Рон Ховард познакомился с возможностями самолета KC-135 (ласково именуемого «Рвотной кометой»), который способен имитировать невесомость в течение 20-25 секунд следования по параболической траектории. Это метод обучения пилотов НАСА, которому последовали актеры. Таким образом, KC-135 был арендован на шесть месяцев. Съемки сцен в невесомости происходили в течение коротких промежутков времени, что потребовало более 600 кадров.

Читать: Фильм «Гравитация»: как снимались сцены невесомости?

Единственная проблема заключалась в том, что даже если полет длился около двух-трех часов, постоянно снимать было невозможно. Каждая из этих парабол гарантировала момент невесомости, но это означало, что все люди и предметы были невесомыми. Операторы, актеры и оборудование просто летали вокруг в постоянной битве, пытаясь достичь некоторого баланса, одновременно снимая сцену.

«Актеры и объекты то появлялись, то исчезали из кадра. Мы думали, что любого, кто посмотрит на это, укачает», — вспоминал директор по испытаниям НАСА Боб Уильямс.

Бывало, актеры пытались произнести свои реплики и снять кадр, а затем гравитация удваивалась, все возвращались к исходному состоянию и весь процесс приходилось начинать с нуля.

Впечатляли не только кадры в невесомости. Команда по визуальным эффектам фильма также воссоздала кадры запуска ракеты, используя миниатюры и креативное освещение. Это было настолько убедительным, что даже одурачило Базза Олдрина, который вместе с Нилом Армстронгом впервые ступили на поверхность Луны.

Базз Олдрин поинтересовался, какой архив НАСА использовался для получения видеозаписей запуска «Сатурн-5», потому что он никогда не видел их раньше.

Преданность деталям окупилась для создателей фильма. «Аполлон-13» стал третьим самым кассовым фильмом 1995 года и получил несколько номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм.