Культовый фильм «Курьер» о конфликте поколений стал символом целого поколения. Его пытались запретить, но смелый взгляд режиссера на современное поколение нашел своих зрителей, а вместе с тем и свое место в истории советского кинематографа.
Не сумев поступить в институт, Иван работает курьером в редакции научного журнала «Вопросы познания», дружит с профессорской дочкой, доводит ее отца и отказывается жить по правилам. Он дерзкий, прямой и мечтательный – герой нового поколения. «Смесь нигилизма с хамством», – как его охарактеризовал герой Басилашвили. Таким его увидел Карен Шахназаров, выпустивший фильм в 1986 году. «Это тема, которая всегда интересует и молодых, и старых», – говорит он.
Читать: За кадром судьбоносного фильма «Розыгрыш»
В 1982 году в журнале «Юность» была опубликована повесть Карена Георгиевича «Курьер». Мысль о том, что из этого произведения может получиться хороший фильм пришла в голову другу автора, начинающему режиссеру Андрею Эшпаю. В это время он искал материал для своего будущего фильма и обратился к Шахназарову с просьбой перенести ее на экран. Карен Георгиевич не был против, только сказал, чтобы сценарий написал Александр Бородянский. Эшпай собирался снимать картину на студии М.Горького, однако там сценарий не одобрили. Поскольку это киностудия детских и юношеских фильмов они довольно придирчиво подошли к тексту и сюжету.
Эшпай подавал заявку в начале 1985 года, когда редакторы киностудии еще следовали советской идеологии. А уже весной того же года Генеральный секретарь Михаил Горбачев заявил, что пора всем «перестраиваться». И теперь герои этой истории оказались вполне в духе перемен. Тогда Александр Бородянский предложил Шахназарову самому снять фильм по повести, и режиссер получил зеленый свет.
Карен Георгиевич занялся подбором актеров. В первую очередь он решил собрать на площадке сразу несколько кинозвезд. На роль матери главного героя была утверждена Инна Чурикова, а вот на роль отца главной героини позвали Олега Табакова. Однако актер слишком затянул с ответом, и Шахназаров подумал, что Олег Басилашвили сыграет не хуже.
Читать: Съемки фильма «Усатый нянь»: Это был кошмар
Еще одного героя, отказывающегося понимать молодежь, сыграл Владимир Меньшов. Его роль хоть и небольшая, но яркая. В ней он удивляется некоему дзюдоисту, который «сосет молоко из банки». Оказывается, эту историю Шахназаров взял из реальной жизни. Его знакомый, известный деятель кино, поделился как-то с режиссером о своем сыне. Шахназаров запомнил его рассказ и практически дословно включил сначала в повесть, а затем в сценарий.
В целом, с выбором взрослых актеров проблем у Карена Георгиевича не возникло, а вот юных ребят подобрать на главные роли оказалось совсем непросто. Вопрос был в том, что более или менее опытные актеры не подходили по возрасту, а студенты первых курсов были такими же, как любые ребята с улицы.
На роль Кати Кузнецовой пробовались Юлия Меньшова, Алена Апексимова, Марина Зудина, Оксана Фандера, Алика Смехова, Алена Хмельницкая, не считая сотни студенток-первокурсниц. Никто не убедил режиссера. А свою героиню Шахназаров нашел случайно. Как-то раз он просматривал юношей в сцене, где главный герой взаимодействовал с Катей. И чтобы кто-то исполнил ее реплики Карен Георгиевич попросил оператора Николая Немоляева пригласить его дочь Настю помочь им.
Поскольку семья Немоляевых жила буквально напротив киностудии «Мосфильм», вскоре девушка оказалась на съемочной площадке и вовсю подыгрывала ребятам. Анастасия оказалась очень естественной и просто покорила Шахназарова органичностью. Единственная загвоздка была в том, что Анастасия не хотела сниматься в кино. Тогда режиссер обратился к ее отцу с тем, чтобы тот уговорил девушку сыграть. Выросшая в кинематографической семье, она предпочитала живопись актерству. Что далее она и сделала своей профессией.
Читать: Анастасия Немоляева: актерская династия и невероятный художественный дар
Уговорить девушку оказалось непросто, но Николаю в конечном итоге удалось это сделать. Теперь надо было найти Ивана Мирошникова. По словам Шахназарова, на эту роль просматривались многие первокурсники, которые в дальнейшем стали известными актерами. Но найти своего героя он не мог. На пробы приходили Дмитрий Харатьян, Дмитрий Певцов, Игорь Верник и ни один из них не был убедительным в роли странноватого подростка. Несколько сотен ребят были просмотрены, а Ивана все не было.
Карен Георгиевич от отчаяния даже подумывал закрыть проект, потому что без «правильного» героя вся история теряла смысл. Тогда Анастасия Немоляева вспомнила одного своего знакомого, которого выгнали из школы, и он закончил школу вечерней молодежи. Девушка показала Шахназарову фотографии нескольких ребят из театральной студии. Творческую группу больше всех заинтересовал именно Дунаевский, которого и пригласили сначала на фотопробы.
Читать: Почему Эльдар Рязанов вырезал роль Федора Дунаевского из своего фильма?
На встречу с режиссером юноша приехал в больничном халате с ночного дежурства, где он подрабатывал санитаром на скорой помощи. Федор вел себя очень нагло и дерзко, критиковал диалоги. Шахназаров понял, что ему и играть ничего не надо, только себя самого. Таким образом, несмотря на протесты худсовета, парень был утвержден на роль, и режиссер никогда не жалел о своем выборе.
С известными актерами Дунаевский общался запросто, без особого уважения. Они не были для него авторитетом. Так он однажды обидел свою экранную маму Инну Чурикову, сказав, что не верит ей, прямо как Станиславский. Чтобы наладить контакт между актерами и была придумана сцена, где они поют под гитару песню «Земля в иллюминаторе». Этот эпизод практически не репетировали, сняли одним дублем.
Фильм обязан своим успехом в основном благодаря игре Федора Дунаевского, который скопировал своего героя, как он признался, с персонажа Холдена Колфилда в романе «Над пропастью во ржи». Все, в том числе сам Шахназаров, считали, что без этого молодого актера картины могло и не быть, точнее такой картины. Ведь не просто так режиссер бился за Дунаевского, отвергнув более опытных актеров.
Сложно было для костюмеров создать мир «золотой» советской молодежи, ведь модной одежды на киностудии не было. Доставали вещи, где могли. К слову, часть вещей предоставила супруга Шахназарова, однако в основном Анастасия Немоляева снималась в своих собственных нарядах и тех, что одолжили ей друзья.
«Золотая» молодежь в середине 1980-х годов развлекалась просмотром видеокассет. Такое чудо техники, как видеомагнитофон только начал появляться в Советском Союзе. Поэтому достать его было очень трудно. А в это же время молодежь попроще вовсю увлекалась брейк-дансом. Этот танец впервые попал на экран именно в «Курьере».
Вообще, все новое вызывало у властей подозрение. Ребят, которые на улицах танцевали модные танцы нередко забирала милиция и увозила в участок. Туда и направился Карен Шахназаров в поисках массовки для фильма. Ребят просили делать то, что они любили, только уже за деньги. Там же режиссер познакомился с главарем банды, парнем из неблагополучной семьи, Владимиром Смирновым. Ему Карен Георгиевич решил дать целую роль и тот сыграл друга главного героя, Николая Базина.
После того, как в 1986 году «Курьер» вышел на наши экраны, советское общество разделилось на два лагеря. Молодое поколение встретило выход картины с восторгом, а вот взрослые были шокированы. На полном серьезе велись диспуты о том, надо ли показывать такое кино подрастающему поколению.
Читать: Все секреты работы над фильмом «Гостья из будущего»
Картина имела огромный успех, ее посмотрели более 50 миллионов зрителей. Также «Курьер» был признан «Лучшим фильмом года» по опросу журнала «Советский экран». А молодые актеры получили широкую популярность, получали мешками письма, да еще и преследовались своими поклонниками. Но ни Анастасия, ни Федор не были рады такой популярности.
Фильм был представлен на Московском международном кинофестивале, где в жюри сидел Роберт де Ниро. Потом он сказал Карену Шахназарову, что хотел отдать главный приз его герою, просто другие посчитали, что награждать надо профессиональных актеров. «А вообще он очень похож на меня в молодости», – заключил американский актер.