За кадром судьбоносного фильма «Розыгрыш»

Фильм Владимира Меньшова вышел на широкие экраны страны в январе 1977 года. Поскольку режиссер был новичком и школьная тема казалась уже неинтересной, от этой картины никто не ждал ничего особенного. Однако «Розыгрыш» сразу завоевал любовь зрителей и на многие годы остается любимой картиной миллионов.

В 1972 году эту историю придумал и быстро написал сценарий один из лучших кинодраматургов того времени Семен Лунгин. Написал то он быстро, а потом несколько лет сценарий лежал и ждал своего часа, своего режиссера.

Читать: Съемки фильма «Усатый нянь»: Это был кошмар

Режиссеры «Мосфильма» не хотели снимать эту историю, потому что школьная тема была сложной и не очень выгодной. К тому же работа с подростками вызывала дополнительную сложность. Но нашелся один режиссер-дебютант, который взялся прочитать никому не нужный сценарий. Это был Владимир Меньшов, уже известный к тому времени актер.

«Это было не совсем то, что мне хотелось снимать. У меня были совсем другие предложения, но это было лучшее из того, что мне предлагали. Ну, начинающим режиссерам всегда пытались сбыть никому не нужный сценарий», – говорил Владимир Меньшов.

Режиссер понимал, что для того, чтобы зрителям захотелось посмотреть фильм, нужно было найти своих главных героев. По его словам, самое сложное было найти школьников. Сначала Меньшов надеялся снимать студентов-первокурсников, но когда начались пробы стало понятно, что в этом возрасте даже разница в полгода очень видна и сыграть девятиклассников студентам не удастся. В результате объявление о приглашении школьников на пробы помещали в газетах, развешивали на столбах.

Дмитрий Харатьян

«Мы дважды давали объявление и всего пришло около тысячи человек. Среди них было много случайных людей от 12 до 25 лет, хотя мы приглашали 16-летних ребят. Поэтому выбирали из человек двухсот. Но среди них нашлись все, кто нужны были, в том числе Дима Харатьян», – рассказывал режиссер.

Читать: За кадром: веселые съемки картин о Петрове и Васечкине

А Харатьян мечтал заниматься только музыкой и об актерской профессии даже не думал. По его словам, если бы не гитара, он бы не попал в этот фильм, а значит и в эту профессию. «Все изменилось в моей жизни на до и после», – сказал актер. Дмитрий был в восторге от мира кино, в который попал так случайно.

Удивительно то, что Харатьяна брали в картину на роль Игоря Грушко как поющего героя, а в итоге песни за него исполнил будущий солист ВИА «Добры молодцы» Вячеслав Кисилев. На запись песен отводилось очень мало времени, а у Дмитрия от волнения не получалось с первого раза хорошо спеть.

Парню было очень обидно не только за себя, но и за то, что он подвел режиссера. В результате он пел под фонограмму. Все песни, прозвучавшие в фильме написали композитор Александр Флярковский и поэт Алексей Дидуров. А их композиция «Когда уйдем со школьного двора…»  стала гимном всех выпускников.

Все юноши-актеры были влюблены в Наталью Вавилову, исполнившую роль Таи Петровой. После этого фильма спустя три года Меньшов снял ее еще в одной своей картине «Москва слезам не верит». Кстати, в одном из эпизодов там звучит тот самый вальс из «Розыгрыша».

Наталья Вавилова

Потом Вавилова сыграла еще в пятнадцати фильмах. Но трагический случай во время съемок картины «Под войском», когда Наталья упала с лошади и сломала позвоночник, а на ее место моментально нашли другую актрису, разочаровал ее в кино и она оставила свою профессию.

Читать: Все секреты работы над фильмом «Гостья из будущего»

Трагически сложилась судьба у Николая Константинова, сыгравшего Шурика Корбута. Он так и не смог найти свое место в жизни. Харатьян потом говорил, что из них всех считал Николая самым талантливым. Но парень никуда не поступил, потом в его жизни появились наркотики, приют и была неизвестна его дальнейшая судьба.

Николай Константинов

Но для большинства юных актеров фильм стал судьбоносным. А Меньшов был счастлив не просто снимать фильм, но вроде как помогать этим ребятам определить свою дальнейшую судьбу.

Для Евгении Ханаевой, исполнительницы главной роли классного руководителя 9-го «Б», это был дебют в кино несмотря на большой опыт театральной работы. Фактически, Меньшов открыл актрису для широкого зрителя.

Евгения Ханаева

Владимир Валентинович давно мечтал снять ее в своем фильме, еще со студенческой скамьи. И как только он взялся за экранизацию этой истории, он сразу вспомнил об этой актрисе. Она была его единственным кандидатом на главную роль, хотя для приличия он проводил несколько проб с другими актрисами.

«Мне стоило громадных усилий, чтобы она сыграла эту роль, потому что я был «обречен» на Лидию Смирнову», – рассказывал Меньшов. И теперь можно с уверенностью сказать, что это самая лучшая учительница советского кино, сдержанная и мудрая, но в то же время такая ироничная.

Читать: Долгая работа над доброй комедией «Большая перемена»

А вот Олега Табакова легко утвердили на роль отца Комаровского, но во время сдачи фильма именно ему досталась большая часть критики и это несмотря на то, что актер сыграл всего в одном эпизоде. Киноруководители обвинили Табакова с режиссером в изменении текста сценария, чем был искажен образ отца. От Меньшова требовали переснять эту сцену, но он не был согласен с критикой и остался верен себе.

Зрители приняли «Розыгрыш» с восторгом и воодушевлением. За первый год проката его посмотрели около 35 млн. человек.