Почему «Земля Санникова» была признана самой тяжелой в производстве советской картиной?

«О вечном и неустанном поиске, о смелых и отважных людях, которые стремились заглянуть за горизонт, рассказывает этот фильм», – говорится в начальных титрах картины.

Дальние территории Арктики давно привлекали своей неизведанностью, а Санникова земля, «остров-призрак», расположенный в Северном Ледовитом океане, была одним из центром того притяжения. Интерес к поискам призрачной земли в Советском Союзе возродил известный геолог и палеонтолог, академик Владимир Обручев, чей научно-фантастический роман «Земля Санникова» был опубликован в 1926 году.

Читать: Как проходили опасные съемки «Неуловимых мстителей»?

Ни одной экспедиции не удалось обнаружить этот таинственный остров; они либо возвращались ни с чем, либо вообще не возвращались. Эта тема вызвала интерес на «Мосфильме» и там решили экранизировать известный роман.

Изначально за написание сценария взялся Владислав Федосеев. Он проделал огромную работу, но режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов не согласились с наличием древних животных (мамонтов и саблезубых тигров) в этой истории. Они предложили Марку Захарову переделать сценарий. Известный режиссер к тому времени уже имел опыт подобной работы в приключенческом жанре, ведь «Белое солнце пустыни» был снят по его сценарию.

Из нового сценария исчезли доисторические животные и добавились приключения. Захарова так увлекла эта история, что он принимал непосредственное участие в подборе актеров.

Одним из утвержденных артистов на главную роль был Владимир Высоцкий, которого также попросили написать две песни для фильма. Он был настолько вдохновлен сюжетом, что написал сразу три композиции: «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Однако вскоре выяснилось, что его отстранили от съемок по непонятным причинам. Хотя это был период, когда Высоцкого вообще не хотели никуда утверждать.

Читать: Интересные истории, стоящие за созданием фильма «Достояние республики»

В результате на роль офицера-авантюриста Евгения Крестовского утвердили Олега Даля. К нему в поисках неизведанной территории присоединились Владислав Дворжецкий, Георгий Вицин и Сергей Шакуров.

Начались съемки с вод Финского залива, где снимали проход главных героев сквозь арктические льды. Но как только все действующие лица оказались на съемочной площадке, начались недопонимание и конфликты двух противоборствующих сторон – режиссеров и актеров. Каждый считал, что лучше всех знал, как надо делать успешное кино.

Суровые условия съемок и нервы стали причиной тяжелой обстановки на площадке. Командной работы не получалось, и ситуация накалилась настолько, что актеры отказывались сниматься в нелепых, по их мнению, сценах, придуманных режиссерами. В такой ситуации съемки картины пришлось остановить. Актеры написали коллективное письмо на «Мосфильм», требуя сменить режиссеров. А в случае отказа грозились всем составом покинуть съемочную площадку. Такой ситуации советское кино еще не знало.

Ответ руководства киностудии был не менее жесток. Либо актеры находят общий язык с режиссерами, либо им подберут замену. Вицин, Даль и Дворжецкий остыли и вернулись к съемкам. Лишь Сергей Шакуров остался при своем мнении и тогда на его место пригласили Юрия Назарова. После всех разборок актеры не изменили своего мнения о режиссерах, только теперь старались сдерживать свои эмоции, все, кроме Олега Даля.

Удивительным для всех оказалось участие всемирно известного танцора Махмуда Эсамбаева в фильме «Земля Санникова». Это была его первая большая киноработа. По воспоминаниям актеров, в первый съемочный день артист приехал с охраной на «Волге» Газ-24. Он прекрасно сыграл роль шамана, и с его появлением обстановка на площадке немного разрядилась. С Эсамбаевым было очень легко общаться, он был шутником и «хулиганом», как сказал Назаров.

Когда съемочная площадка переместилась в район Северо-Кавказского города Нальчик, вскоре снова начались проблемы с Олегом Далем. Кавказское гостеприимство сыграло с ним злую шутку. В ресторанах Нальчика актер напивался настолько, что часто не успевал полностью протрезветь к началу съемок. И режиссеры снова не могли договориться с Далем. Мкртчян и Попов настолько устали от неконтролируемого актера, что решили избавиться от него, переписав финал фильма. В результате персонажа Евгения Крестовского решили сбросить со скалы.

Читать: Лучшие фильмы, в которых звучит музыка Александра Зацепина

После отстранения от участия в картине Владимира Высоцкого за написанием музыки обратились к Александру Зацепину. Вместе с поэтом Дербеневым он создал несколько песен, в том числе хит «Есть только миг». Когда Даль исполнил эту песню и руководство студии увидело черновой вариант фильма, они потребовали заменить Даля, поющего хриплым голосом. «Или найдите кого-то, или мы уберем песню», – вспоминал Зацепин. Почему так получилось, достоверно никто не знал. Но многие склонялись к мысли, что таким образом «Мосфильм» мстил актеру за скандалы и пьянство во время съемок.

Найти нового исполнителя песни оказалось совсем не просто. Пробовались разные актеры, но попасть в артикуляцию Даля им не удавалось. Режиссеры были в панике. Тогда композитор пригласил на озвучку Олега Анофриева. «Тот тоже не с первого раза, но во всяком случае он попал», – рассказывал Зацепин.

Когда работа над фильмом была завершена, его создатели получили еще один удар. «Земля Санникова» не произвела на «Мосфильме» сильного впечатления и фильму была присвоена самая низшая, третья прокатная категория. Однако в кинотеатрах картина имела большой успех, на киностудию приходили мешки благодарных писем от зрителей. Такой успех стал полной неожиданностью для актеров.

Читать: Как Василий Ливанов спас съемки «Звезды пленительного счастья»?