Захватывающая эпопея американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» стала блокбастером 1939 года и лауреатом премии «Оскар» того же года. Это был самый кассовый фильм за четверть века после выхода на экраны и до сих пор считается классическим образцом кинематографического шедевра. Давайте узнаем, что стояло за съемками этой картины.
1. Самые дорогие права на экранизацию
Когда киномагнат Дэвид О. Селзник приобрел права на экранизацию «Унесенных ветром» за 50 тысяч долларов в 1936 году, это была самая большая сумма, которую когда-либо платили за права на книгу. Митчелл отказалась участвовать в производстве фильма, хотя, как говорили, он ей понравился, за исключением нескольких деталей (например, она нашла хлопковую плантацию Тару слишком роскошной).
2. Фильм сменил трех режиссеров
Первоначальный режиссер Джордж Кьюкор был уволен через 18 дней после начала съемок, и его быстро заменил Виктор Флеминг. В разгар съемок у Флеминга якобы случился нервный срыв, и он взял отпуск. Тем временем Сэм Вуд принял эту эстафету. В итоге Кьюкор снимал 18 дней, Флеминг – 93, а Вуд – 24.
3. 16 писателей работали над сценарием
По первоначальному сценарию фильм длился бы более шести часов. Превратить 1000-страничную эпопею Маргарет Митчелл в сценарий, не жертвуя зрелищностью, было геркулесовым подвигом, которым руководил преимущественно Сидни Ховард, умерший до премьеры фильма.
Читать: Сумасшедшие факты о жизни красавицы Вивьен Ли
Позже сценарист Бен Хехт, продюсер Дэвид Селзник и режиссер Виктор Флеминг заперлись в комнате на неделю, чтобы закончить сценарий. Затем шестнадцать писателей, в том числе Ф. Скотт Фицджеральд, приняли участие в его сокращении, редактировании и полировке.
4. Вивьен Ли чуть не потеряла роль
Работа над «Унесенными ветром» начиналась медленно, отчасти потому, что руководство не могло выбрать Скарлетт. Более 1400 актрис пробовались на эту роль! Отчетливая царственная речь англичанки Вивьен Ли во время первого чтения была далека от речи Скарлетт и чуть не стоила ей роли.
5. Как подожгли «Атланту»?
В 1938 году для съемок самой первой сцены горящей Атланты продюсер Дэвид Селзник облил керосином 20 старых съемочных площадок и все ненужные декорации на территории своей студии, а затем поджог их на фоне нарисованной картины Гражданской войны в Атланте. В огне сгорели декорации фильма «Кинг-Конг» 1933 года. У Селзника был только один шанс снять этот ад. Пересъемка сцены была бы чрезвычайно дорогой и трудоемкой.
6. Лесли Говард
Предположительно, Говард, которому тогда было чуть за 40, согласился сыграть 21-летнего Эшли Уилкса только потому, что Селзник предложил ему продюсировать будущий проект. «Я ненавижу эту чертову роль. Я недостаточно красив или молод для Эшли, и меня тошнит от того, что я стараюсь выглядеть привлекательно», — написал он своей дочери. Актер также не удержался от критики фильма (и романа): «Ужасно много чепухи — помоги мне Боже, если я когда-нибудь возьму эту книгу».
7. Были использованы муляжи
Чтобы воспроизвести опустошение после Гражданской войны, продюсер хотел задействовать большое количество «убитых». Однако в то время у Гильдии киноактеров было ограниченное количество доступных статистов. В дополнение к 1500 актерам Селзник заказал 1000 манекенов, чтобы заполонить мертвыми и ранеными всю Атланту. По мере того, как камера показывает спотыкающуюся Скарлетт, все больше и больше тел заполняет экран.
8. Сцена поцелуя была не такой страстной, как казалось
У Гейбла были зубные протезы. В 1933 году он подхватил инфекцию десен, которая стоила ему всех зубов — и в качестве побочного эффекта у актера появился неприятный запах изо рта. «Поцелуй Кларка Гейбла в «Унесенных ветром» был не таким уж захватывающим. Его протезы пахли чем-то ужасным», — сказала Ли о своем партнере по фильму.
9. Гейбл отказывался плакать на экране
Опасаясь, что слезы сделают его слабым и чрезмерно эмоциональным, Гейбл пригрозил уйти, когда режиссер попросил его заплакать после новости о выкидыше у Скарлетт. Флеминг, который был известен своей способностью хорошо работать с главными героями, снял две версии: одну с плачем, другую с Гейблом, торжественно повернутым к камере спиной.
Читать: 25 честных фактов о «короле» Голливуда Кларке Гейбле
Затем Флеминг убедил Гейбла, что плачущая версия лишь вызовет у публики симпатию к нему, а не заставит его показаться слабым.
10. Гейблу не нравился фильм
Есть предположение, что Гейбл как-то связан с увольнением первого режиссера Джорджа Кьюкора, что вызвало хаос на съемочной площадке всего через несколько дней после начала съемок. Актер считал, что Кьюкор был «женским режиссером», и беспокоился, что он сосредоточит все внимание на Вивьен Ли. Несмотря на то, что самой известной ролью Гейбла стал именно Ретт Батлер, он назвал фильм «женской картиной».
11. Дублер Вивьен Ли
Поскольку сцена, когда на Скарлетт нападают бродяги требовала, чтобы ее серьезно избили (и чуть не выбросили из кареты), в кадр вошел мужчина-дублер, переодетый в одежду героини. Если вы присмотритесь, то увидите, что «ее» талия значительно толще, чем у Вивьен Ли.
12. Почему лошади исчезают?
Фасад плантации Уилксов, «Двенадцать дубов», на самом деле был картиной, что объясняет, почему конные экипажи исчезают, а не приближаются к нему.
13. Судьба поместья семьи О’Хара
Построенное в калифорнийской студии поместье семьи О’Хара стояло никому ненужное до 1950-х годов, когда компания Southern Attractions, Inc. приобрела фасад. Он был разобран и отправлен в Джорджию с планами перестроить его в главную достопримечательность парка развлечений.
Читать: Что стоит за созданием «Моей прекрасной леди»?
К сожалению, этого не произошло — он перешел в частные руки и, насколько известно, в настоящее время гниет на складах. Однако входная дверь висит в доме-музее Маргарет Митчелл в Атланте.
14. Гейбл и Макдэниел дружили
Гейбл и Макдэниел, сыгравшая Мамушку, были большими друзьями. Они были известны своим юмором, что, в первую очередь, и сблизило их. Им нравилось разыгрывать друг друга на съемочной площадке. Однажды Гейбл заменил Мамушке чай на коньяк! Интересно было бы это увидеть.
15. Оливия Де Хэвилленд пережила всех из актерского состава
Де Хэвилленд сыграла в фильме Мелани, жену Эшли, и пережила Лесли Говарда, умершего в 1943 году, а также Гейбла и Ли, умерших в 1960-х годах. Де Хэвилленд скончалась летом 2020 года в возрасте 104 лет!
16. Разница в оплате труда
За 71 день работы Кларк Гейбл получил более 120 тысяч долларов. Вивьен Ли же проработала 125 дней и получила всего 25 тысяч долларов. С современной точки зрения, это довольно сложно представить, учитывая, что именно Ли сделала этот фильм.
Читать: За кадром легендарного фильма «Завтрак у Тиффани»
17. Один из самых дорогих фильмов
В то время «Унесенные ветром» был третьим самым дорогим фильмом из когда-либо созданных. Его бюджет в 3,5 миллиона долларов был на одном уровне с «Бен-Гуром» (4,5 млн. долларов) и «Ангелами ада» (4 млн. долларов). Сегодня это составляет около 66 миллионов долларов, что считается маленьким бюджетом.
18. День премьеры был государственным праздником
В день премьеры в декабре 1939 года губернатор Джорджии привел в готовность Национальную гвардию. А мэр Атланты объявил трехдневный праздник и даже призвал своих избирателей одеться в стиле Скарлетт и Ретта — пышные юбки, панталончики, узкие брюки и все такое прочее.
19. Темнокожие актеры не присутствовали на премьере
Сегрегация продолжалась в США до 1954 года, а это означало, что афроамериканским актерам, сыгравшим ведущие роли в фильме, запретили посещать премьеры в кинотеатрах. Продюсеры считали, что их участие было «небезопасным».
20. А потом Макдэниел вошла в историю
На церемонии вручения премии «Оскар» 1940 года Макдэниел сломала барьеры, став первой афроамериканкой, получившей престижную награду. Однако даже со статуэткой за «Лучшую женскую роль второго плана» в руках Макдэниел и ее сопровождающие были вынуждены сидеть за отдельным столиком позади. Добавим, что фильм, номинированный на 13 наград «Оскар», получил десять из них. Среди них – за «Лучший фильм», «Лучшую женскую роль» (Ли), «Лучший режиссер» (Флеминг) и «Лучший сценарий» (Сидни Ховард награжден посмертно).
Читать: 10 отечественных экранизаций классических американских романов