«О бедном гусаре замолвите слово»: самая тяжелая работа Эльдара Рязанова

Десять своих лучших картин Эльдар Рязанов создал вместе со своим другом, известным драматургом Эмилем Брагинским. Среди них «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы», «Служебный роман» и другие.

А после «Гаража» по слухам между режиссером и сценаристом случился конфликт и фильм «О бедном гусаре замолвите слово» стал первым, где место Брагинского занял другой сценарист, Григорий Горин.

Рязанов несколько месяцев обивал пороги чиновников с надеждой утвердить сценарий, которому закрывали путь на экран. Согласно сюжету, главный герой – чиновник по особым поручениям. А эта должность в СССР рассматривалась, как принадлежность к КГБ. Поэтому в Госкино отказали Рязанову в съемках этой картины. Тогда режиссер выждал месяц и предложил этот сценарий Гостелерадио СССР. Ответа от Сергея Лапина пришлось ждать еще несколько месяцев, но оно того стоило. Центральное телевидение наконец дало добро на съемку фильма.

Рязанов считал, что раз первоначальный сценарий утвердили, значит никаких придирок и контроля не будет, но он глубоко ошибался. Люди со стороны постоянно вмешивались в процесс работы, требуя что-то изменить или убрать. И то, что картина все-таки добралась до зрителей – огромная личная заслуга режиссера.

Читать: «Гусарская баллада»: история создания фильма

К концу декабря 1979 года сценарий был полностью готов и начать съемки планировалось в январе. Однако произошло непредвиденное событие – советские войска вошли в Афганистан. Начальство тут же вызвало Рязанова к себе и сообщило, что в связи со сложностями на мировой арене он должен изменить 3-е Отделение, в котором служит главный злодей фильма граф Мерзляев, иначе КГБ запретит съемки. Это означало изменение сценария.

В какой-то момент Эльдар Александрович хотел все бросить, но к расстроенному режиссеру приехал Григорий Горин и предложил сделать Мерзляева тайным советником. А это повлекло за собой переписывание всех диалогов и создание новых сцен. Но Рязанов был всегда благодарен драматургу за его поддержку, поскольку по соглашению тот заканчивал свою работу при первой сдаче материала и делать правки был не обязан.

Единственное что заставляло режиссера продолжать работать – это его любимые актеры, которые ждали начала съемок: Олег Басилашвили, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Евгений Леонов и многие другие.

Читать: Любимые актеры труппы Эльдара Рязанова

Однако трудности продолжались. Во время съемок у Олега Басилашвили случилось воспаление легких, и он на месяц попал в больницу. Эльдар Александрович места себе не находил. Когда все сцены без участия актера были отсняты, Басилашвили перевели в санаторий под Ленинградом. Тогда режиссер и директор картины Борис Криштул договорились с Олегом Валериановичем, что будут по утрам его тайком забирать на съемки, а вечером возвращать.

Но когда спустя три дня вскрылась эта «афера» поднялся большой скандал. Врачи возмущались, главный режиссер БДТ Георгий Товстоногов отказался отпускать ведущего актера к Рязанову. Только путем нового обмана Басилашвили удалось досняться в последних трех эпизодах.

До полного окончания съемочного процесса оставалось снять заключительную сцену расстрела актера Афанасия Бубенцова. Это планировалось сделать уже в Москве. Творческая группа фильма вернулась в столицу в июле 1980 года, буквально за несколько дней до открытия Олимпиады.

Директор картины Борис Криштул даже представить не мог, что и это событие может принести неприятности «бедному гусару». Согласно приказу председателя Госкино СССР, все натурные съемки в Москве на время Олимпиады были запрещены. Обо всех беспрецедентных ограничениях во время спортивного мероприятия Рязанов знал, но о переносе съемок даже слышать не хотел. К тому же у Леонова и других актеров уже были куплены билеты на юг. Разрешить съемки могло исключительно руководство КГБ, поэтому Борис Криштул решил наведаться к ним вместе с Леоновым.

Читать: Жизнь Евгения Леонова: «Я был в той ситуации, откуда возврата нет»

Увидев известного актера, генерал сначала потерял дар речи, потом послушал монолог о том, как отпуск Леонова находится под угрозой, прочитал просьбу о разрешении съемок и сказал: «Съемку разрешу великому, любимому артисту. Но передайте Эльдару Рязанову, что я категорически против расстрела Леонова. Я направлю человека, чтобы проверить, что будут холостые». Тут актер достал открытку и подписал: «Спасибо, что разрешили меня расстрелять. Евгений Леонов».

Следующие трудности поджидали режиссера уже на этапе сдачи картины. Чиновникам не нравилось, что главный герой Бубенцов в конце умирает. Они настаивали, чтобы Рязанов изменил финал иначе фильм ляжет на полку. Однако режиссер так устал от всех проблем и бесконечных уступок, что отказался выполнять условие руководства. В конечном итоге Эльдар Александрович смог отстоять свою точку зрения, хотя во время монтажа пришлось немало вносить правок.

Ну и последнее. Поскольку это телевизионный фильм, хронометраж был заранее утвержден. А на деле картина оказалась на три минуты длиннее. Сколько ни пытался режиссер сократить ее, у него ничего не получалось. Это стало причиной ссоры Рязанова с Криштулом, который считал, что фильм не примут. К их удивлению «О бедном гусаре замолвите слово» не только приняли, а уже разместили в сетке вещания. Но самое страшное ждало режиссера впереди. Не поставив создателей картины в известность, на телевидении самостоятельно вырезали лишние минуты. Испорченные сцены Рязанов увидел в эфире, когда поздно было что-то менять.

Читать: Почему Эльдар Рязанов вырезал роль Федора Дунаевского из своего фильма?

Все последующие годы режиссер пытался понять почему эту его работу преследовало столько неприятностей. В своей книге он писал, что вероятно чиновники из Госкино не поняли главной идеи фильма – гимн лучшим качествам русского народа. Они видели лишь злодея Мерзляева и намеки на КГБ.

После провальной премьеры 1 января 1981 года фильм «О бедном гусаре замолвите слово» оставался на полке на протяжении пяти лет. Повторная премьера состоялась 4 января 1986 года. За эти годы жизнь в стране сильно поменялась и картину оценили по достоинству.

Читать: За кадром фильма «Зигзаг удачи»: когда все идет не так