6 лучших экранизаций произведений Эрнеста Хемингуэя

Одним из самых плодовитых и знаменитых писателей Америки, несомненно, является Эрнест Хемингуэй. Его художественное письмо было основано на сильных сторонах как журналиста – изложение по факту, по существу, чтобы передать суть, глубину и широту сюжетной линии без лишних деталей.

Уильям Фолкнер или Ф. Скотт Фицджеральд пользовались своей репутацией, написав произведения непосредственно для фильмов; Хемингуэй никогда этого не делал. Но он был не прочь продать права на экранизацию одной из своих книг или рассказов. В соответствии с тем, как писатель изображал сверхмужественных героев, самые знаменитые актеры того времени выстраивались в очередь, чтобы олицетворять их: Хамфри Богарт, Грегори Пек, Тайрон Пауэр и Спенсер Трейси.

Читать: 10 отечественных экранизаций классических американских романов

Короткие рассказы Хемингуэя легче адаптировались на большом экране, чем его романы. Являетесь ли вы поклонником творчества писателя или просто интересуетесь американской литературой и историей, здесь каждый найдет что-то для себя.

Каждый из этих фильмов предлагает уникальный и ценный взгляд на наследие Хемингуэя, и все они достойны внимания. Конечно, всегда сложно переносить классику на экран, но мы представим на ваш суд шесть достойных экранизаций произведений американского автора. Интересно, что все они были сняты до конца 1950-х годов.

1. «По ком звонит колокол», 1943 год

«По ком звонит колокол» — редкая адаптация Хемингуэя, очень близкая к роману, снятая Сэмом Вудсом.  Она рассказывает о гражданской войне в Испании. Главный герой, Роберт Джордан (Гэри Купер), эксперт по взрывчатым веществам, поддерживает республиканцев. Ему поручено разрушить стратегический мост, который изменит ход войны. Роберту помогают повстанцы и одна из них – Мария (Ингрид Бергман в ее первом цветном фильме).

Читать: Самые известные экранизации романа «Собор Парижской Богоматери»

Есть информация, что Хемингуэй имел в виду актеров Купера и Бергман, когда писал роман. Длинная книга превращается в такой же длинный кинематографический рассказ. Подчеркивание романтики войны испортило обе киноверсии «Прощай, оружие». Но здесь история любви Роберта и Марии дает необходимый обнадеживающий проблеск для повстанцев. Из всех его произведений «По ком звонит колокол» лучше всего демонстрирует веру Хемингуэя в необходимость сражаться на той стороне, в которую вы верите, даже если это кажется безнадежным делом.

2. «Иметь и не иметь», 1944 год

Был спор о том, что режиссер Говард Хоукс не сможет снять фильм по «худшей» книге Хемингуэя «Иметь и не иметь». Хоукс преуспел, отказавшись от всего сюжета, включая классовое неравенство, отраженное в названии книги, начав с нуля. В обеих версиях главный герой Гарри — капитан рыбацкого судна, вынужденный заняться преступлением. Но на этом сходство заканчивается. Уильям Фолкнер написал сценарий, и большая часть диалогов была импровизирована.

Как только вспыхнула тлеющая химия между актерами Хамфри Богартом и Лорен Бэколл, создатели фильма мудро сместили акцент «Иметь и не иметь» на быстро развивающийся роман между персонажами Гарри и Мэри. Мы говорим о настоящей голливудской химии, которая заставляет дрожать экраны. Фильм имел полный успех в прокате. Сначала студия Warner Bros. пыталась скрыть отношения между 44-летним Богартом и 19-летней Бэколл. В 1940-х это не считалось правильными отношениями. Однако пара поженилась и прожила вместе двенадцать лет.

3. «Убийцы», 1946 год

«Убийцы» снят по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя. Автор однажды объяснил свою прозу, сказав, что «Величие айсберга связано с тем, что только одна восьмая его часть находится над водой». Фильм заполняет эти невидимые семь восьмых и рассказывает о том, как двое мужчин входят в закусочную, готовые убить человека, известного как Швед (Берт Ланкастер).

Читать: Советские экранизации «Приключений Чиполлино»

Частый главный герой Хемингуэя Ник Адамс бежит, чтобы предупредить его, но бывший боксер смирился со своей судьбой. Фильм начинается точно так же, как рассказ, но затем продолжается повествование о предыстории Шведа в течение следующих 90 минут в суровых черно-белых тонах через расследование страховой компании, которое возглавляет Джим Риардон. Это одна из немногих экранизаций Хемингуэя, которой он действительно был доволен.

4. «Снега Килиманджаро», 1952 год

«Снега Килиманджаро» — один из лучших рассказов Хемингуэя. По сюжету, когда писатель по имени Гарри Стрит (Грегори Пек) умирает от гангрены во время охоты в Африке, он вспоминает все ошибки, которые совершил в своей жизни. В версии фильма, созданной режиссером Генри Кингом под чутким руководством продюсера Дэррила Ф. Занука, эти сожаления расширены, чтобы создать историю о потерянной любви – Синтии Грин, которую играет Ава Гарднер.

Читать: Лучшие фильмы по произведениям Марка Твена

Пек играет писателя, «двойника» Хемингуэя (его успешный дебютный роман называется «Потерянное поколение», намекая на цитату Гертруды Стайн из «И восходит солнце»), которого в судьбоносном путешествии сопровождает жена Эллен (Сьюзен Хейуорд). Она помогает добиться очень не похожего на Хемингуэя голливудского финала. Недовольный этой редакцией, автор отказался смотреть фильм, назвав его «Снега Занука».

В целом экранизация получилась достойной и была номинирована на «Оскар» за операторскую работу, которая запечатлела захватывающие дух пейзажи Кении, Египта и Французской Ривьеры.

5. «Прощай, оружие!», 1957 год

Все начинается с того, что герой фильма Фредерик Генри (Рок Хадсон), лейтенант санитарного батальона итальянской армии, получает ранение в Первой мировой войне и попадает в госпиталь. Там он знакомится с медсестрой Кэтрин Баркли (Дженнифер Джонс). Пара влюбляется, женится, и вскоре Кэтрин беременеет, но война все еще продолжается, принося с собой горести и смерти…

Читать: Лучшие фильмы и сериалы, снятые по произведениям Чарльза Диккенса

Важным в этой истории является то, что начало основано на жизни Хемингуэя. Он был ранен во время Первой мировой войны, когда работал водителем скорой помощи, потом влюбился в медсестру Красного Креста. То, что произошло в реальной жизни, было не так романтично, как в книге. Отец медсестры не принял отношения и заставил дочь бросить его.

6. «Старик и море», 1958 год

Фильм является экранизацией одной из самых популярных работ Эрнеста Хемингуэя. За эту повесть автор получил Пулитцеровскую и Нобелевскую премии. Поскольку с этой точки зрения это самая важная работа писателя, Голливуд выпустил множество киноверсий. Данная экранизация является лучшей. Фильм рассказывает о пожилом кубинском рыбаке Сантьяго, которому очень нужен хороший улов.

Наконец, ему попадается огромная рыба, но на обратном пути на лодку нападают акулы, и к тому времени, когда старик достигает берега, у него остается только рыбный скелет. Естественно, чтобы привлечь внимание публики к одиночному 90-минутному путешествию, потребовался актер «оскароносного калибра», такой как Спенсер Трейси.

Читать: Классические экранизации пьесы А.Островского «Бесприданница»