Что осталось за кадром картины «Бумбараш»?

Полвека назад, в 1972 году на экраны страны вышел двухсерийный музыкальный фильм «Бумбараш». Он был снят по одноименной повести детского писателя Аркадия Гайдара.

Начиналась работа над «Бумбарашем» как над серьезным фильмом о герое гражданской войне. Тем более производством картины занималась киностудия им. А. Довженко, специализирующаяся именно на таком кино.

Начинал съемочный процесс опытный уже тогда режиссер Абрам Народицкий, но начальный материал не очень понравился художественному совету, поэтому к нему в пару стали искать еще одного режиссера. Свободным оказался лишь Николай Рашеев, который за плечами имел лишь две отснятые короткометражки, но мечтал о большом кино.

Читать: За кадром фильма «Батальоны просят огня»

На поиски более опытного и политически надежного кандидата (Рашеева отчислили из ВГИКа за политические анекдоты и инсценировки) у руководства студии не было времени. Пришлось утверждать Николая Георгиевича. Тот вместо очередного военного фильма предложил снять музыкальное кино, добавить персонажей и подправить сюжет.

Фактически основным режиссером фильма стал именно Рошеев. А поскольку он решил снимать музыкальный фильм, то со всей серьезностью подошел к поиску композитора. Сначала он подумал о Геннадии Гладкове, но тот был занят сотрудничеством с Марком Захаровым. Однако композитор посоветовал Рошееву обратиться к Владимиру Дашкевичу. Когда режиссер прослушал имеющийся материал композитора, он утвердил его в фильм, даже не дождавшись одобрения худсовета.

Михаил Кононов; Валерий Золотухин в роли Бумбараша

Только вот Дашкевич поставил условие, что главного персонажа должен играть Валерий Золотухин. Но как быть, ведь Абрам Народицкий уже давно утвердил Михаила Кононова и даже снял его в нескольких эпизодах? К тому же Кононов был востребованным актером и ходили разговоры, что киностудия дала зеленый свет этому фильму благодаря именно его участию.

Однако Дашкевич продолжал настаивать на своем, поскольку был уверен, что с этим актером не может быть речи о музыкальном кино. Кононов не пел, поэтому его пришлось бы озвучивать. Потом с ним не складывался образ простого деревенского парня, учитывая, что он родился и вырос в Москве.

Читать: Что стояло за наивной внешностью Михаила Кононова?

Рошеев не был знаком с Золотухиным, но он так сильно хотел заполучить в картину Дашкевича, что решил присмотреться к актеру. Николай Георгиевич поехал в Москву и встретился с ним у церкви, где Валерий пел в хоре. Фразу самоуверенного Золотухина «Если хотите сделать хороший фильм – возьмите Кононова, если хотите заглянуть в вечность – берите меня» режиссер запомнил на всю жизнь.

После этой встречи Рошеев провел пробы и сумел убедить худсовет в замене главного актера. Народицкий был оскорблен, что его мнение проигнорировали. А вот Кононов ради этой роли отказался от других предложений, начал сниматься и тут вдруг он оказался не нужен. Только гордость и самолюбие актера уберегли картину от полного закрытия, поскольку он мог учинить крупный скандал и пожаловаться тогдашнему председателю Госкомитета по радио и телевещанию Сергею Лапину. Рошееву повезло, что Кононов был не из тех артистов, кто готов был пойти на все ради роли.

Юрий Смирнов в роли Гаврилы

На этом влияние Дашкевича на производственный процесс фильма не закончилось. На роль Гаврилы он предложил коллегу Золотухина по «Таганке» Юрия Смирнова, хотя уже был выбран украинский актер. Однако пробы Смирнова полностью убедили режиссера в правильности выбора. Надо сказать, что Смирнову также досталось от тандема Дашкевич-Золотухин. Поскольку песня «Ходят кони над рекою», предназначенная для его персонажа, очень понравилась Золотухину, и тот, подключив композитора, без зазрения совести ее отобрал.

Рошеев был недоволен массовыми сценами и считал, что, если бы бюджет картины позволял, он снял бы фильм помасштабнее. А так приходилось ограниченному количеству человек играть и красных, и белых, и зеленых.

Фильм снимался на Днепре, недалеко от города Канев.  Сложной затеей оказалось раздобыть там лошадей. Животные весь день работали на полях, а денег в бюджете не хватало на оплату аренды. Бесплатно же отдавать лошадей на целый день люди не хотели. Тогда актеры ходили в колхоз и пользуясь своей популярностью бесплатно получали животных, правда самых недееспособных.

Из-за экономии средств на площадке также отсутствовали дублеры и актерам приходилось все трюки выполнять самостоятельно. Также не было профессионалов, чтобы им подсказать, как пользоваться оружием на съемках.

Наталья Дмитриева в роли Варвары

В сцене, где герой Смирнова стреляет в свою жену Варвару, которую сыграла Наталья Дмитриева, чуть не случилась трагедия. Патроны, естественно, были холостыми, однако есть определенные правила использования оружия. Никто не знал, что стрелять такими патронами разрешается только с определенного расстояния. А Смирнов это делал практически в упор и несколько дублей, пока не заметил, что вся рука актрисы помимо крови покрылась маленькими ожогами. «А если бы я ей в лицо попал?», – с ужасом вспоминал актер.

Читать: За кадром картины «Дело было в Пенькове»

Дмитриеву тут же отвезли в киевскую больницу, а съемочный процесс на этом был окончен, поскольку была отснята последняя сцена. К счастью, актриса быстро поправилась.

В конечном итоге столько было внесено изменений в сценарий, что получился совсем не тот фильм, который изначально планировался.  Когда пришло время сдавать картину, ее создатели серьезно заволновались, поскольку понимали, что найдется огромное количество поводов закрыть фильм – другой жанр, несогласованные изменения в сценарии и т.д.

Тогда решили показать картину сначала сыну писателя Аркадия Гайдара, Тимуру, который был известным журналистом. После просмотра он написал хвалебную статью о фильме в газете «Правда». Это и спасло «Бумбараш» от исчезновения.

1 мая 1972 года картина вышла на советские экраны. Благодаря этому празднику ее увидело огромное количество зрителей. Но когда фильм посмотрели министры, они распорядились убрать его за невиданные доселе вольности. Так о «Бумбараше» забыли на десять лет.

Читать: Как работали над фильмом «Водитель для Веры»?

Многие лишились своих должностей, а Владимир Дашкевич попал под шквал критики от своих коллег, которые обвинили его в написании «антисоветских песен». Рошееву тоже пришлось заплатить серьезную цену за «хулиганство». Больше ему не давали снимать серьезных фильмов. Единственный человек, кому «Бумбараш» принес положительный результат – это Валерий Золотухин. Его, наконец, заметили режиссеры и стали предлагать интересные роли.

А Михаил Кононов навсегда прекратил какое-либо сотрудничество не только с Золотухиным, но и с киностудией им. А. Довженко. В 1982 году картина «Бумбараш» снова вышла на экраны и имела настоящий успех.